В рубрике #МУШTALK Ахвледиани Н.Д.
12 ноября 2021
Сегодняшний гость нашей рубрики #МУШTALK профессор Ахвледиани Ника Джумберович, врач уролог — андролог, рассказал о своих главных принципах в работе, а также поделился самым анектодичным случаем из практики, мыслями об улучшении системы образования и ответил на ряд профессиональных вопросов.
Ахвледиани Ника Джумберович
Ника Джумберович, расскажите, пожалуйста, о самом интересном случае из практики. Что запомнилось больше всего? Возможно, был какой-то момент, который перевернул восприятие и дал понять, что в медицине возможно все?

Сложно выделить отдельное наблюдение. Их довольно много каждый день. Но, пожалуй, самым анекдотичным был случай, когда ко мне на прием пришел сотрудник одного европейского посольства с переломом полового члена с типичным симптомом "баклажана". К несчастью, он не говорил на русском и английском языках. Было весьма трудоемко и в то же время комично выяснять анамнез заболевания языком жестов, мимики и улавливания знакомых корней в словах. В результате часовой беседы нам удалось восстановить обстоятельства травмы. Оказалось, что утром во время сна молодой человек резко перевернулся на живот в момент спонтанной эрекции. Мы провели ему экстренную операцию и восстановили целостность белочной оболочки. К концу госпитализации мы довольно неплохо научились общаться на языке, который состоял из смеси русского и его родного языков.


Как, на Ваш взгляд, улучшить образование медиков, что для этого важно предпринять?

Думаю, что нам не следует изобретать велосипед. Во всем цивилизованном мире в образовании специалистов наиболее важную роль играет профессиональное сообщество — национальная урологическая ассоциация.
Убежден, что усиление роли и расширение полномочий последней в регулировании образовательных процессов является единственным правильным путем. Оценивать знания коллег должны урологи, а не чиновники. Мы смогли реализовать несколько примеров, высококачественной подготовки специалистов на нашей кафедре. Это всем известный курс по мужской репродуктивной микрохирургии и тренинг по имплантационной коррекции эректильной дисфункции. В завершение каждого из них обучаемые сдают довольно сложный практический или теоретический экзамен. Сдают его лишь 40%. Но зато мы уверены в качестве их обучения и выдаем им престижные сертификаты, которыми они могут гордиться.


Расскажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, важно для профессионального роста?

Прежде всего, это желание самосовершенствоваться. Врач учится всю жизнь, и если он забывает об этой аксиоме, то безнадежно отстает от реалий современной медицины, оставшись мало востребованным специалистом.


Расскажите, пожалуйста, тезисно о Ваших главных принципах в работе.

Первое правило: тщательно выслушать жалобы пациента и соотнести их хронологически с анамнезом заболевания. Ведь внимательность на этом этапе позволяет довольно точно поставить диагноз и избежать избыточного обследования.
Второе правило: рассказать пациенту объективную информацию о его болезни, ее причинах, необходимом обследовании и вариантах лечения, чтобы участвовал в принятии решений на всех этапах.
Третье правило: никогда не настаивать на операции. Предложить пациенту возможные альтернативы с указанием возможных исходов.
И последний мой принцип: никогда открыто не критиковать при пациенте коллег, которые лечили его до меня. К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с нарушением принципа коллегиальности в урологическом сообществе.


Какие книги читаете сами и какие могли бы порекомендовать коллегам?

Честно говоря, в последнее время все меньше времени остается на прочтение новых книг в области урологии, потому что наша кафедра интенсивно создает их ежегодно сама. Для продвинутого специалиста сегодня книги не столь притягательны. Намного интересней периодические издания в виде печатных, а чаще электронных и видеожурналов в области урологии.


Фармакодопплерография сосудов полового члена остается важнейшим методом диагностики различных форм эректильной дисфункции. Какие особенности данного метода ограничивают его информативность и какие исследования могут стать альтернативой в случае невозможности его применения?

Информативность фармакодопплерографии очень зависима в нашей стране от оператора. К сожалению, мы довольно часто сталкиваемся с нарушением протокола проведения и описания данного метода диагностики. Порой мы даже не можем интерпретировать заключение, ввиду его противоречивости. В связи с этим все чаще возникает идея сделать отдельный образовательный курс по данному методу на кафедре урологии МГМСУ.


В настоящее время для лечения варикоцеле успешно применяются различные оперативные методы, тем не менее рецидив заболевания является актуальной проблемой урологической практики. Какие факторы определяют выбор варианта хирургического вмешательства при варикоцеле и почему наименьший процент рецидивов отмечается при проведении микрохирургической варикоцелэктомии?

Необходимо отметить, что микрохирургический подход в лечении варикоцеле является наиболее безопасным и эффективным для яичка. Ведь операция проводится под контролем операционного микроскопа с беспрецедентной возможностью визуализации деталей ангиоархитектоники семенного канатика у каждого конкретного пациента. Но, к сожалению, практически по всей нашей стране подобные вмешательства выполняются без должного оснащения и подготовки специалистов. Почти никто не использует операционный микроскоп и вообще какое-либо увеличение, мало кем применяется микрохирургический инструментарий. Как результат, довольно большое число рецидивов варикоцеле и, к сожалению, атрофии оперированного яичка. Все дело в том, что раньше российских урологов не обучали микрохирургическим навыкам. Лишь в 2018 году нами был основан единственный курс по мужской репродуктивной микрохирургии (МРМ), где мы этому профессионально учим. И многие желающие уже прошли такое обучение, подняв уровень своей хирургической практики на качественно новый уровень.
Продолжим общение на Московской урологической школе 18-19 ноября!